
Продажа растений (цветов) регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее - Правила), а также государственными стандартами.
При продаже растений (цветов), в том числе свежесрезанных, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора.
Информация о растениях в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара, для импортного товара наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения растений, ухода за ними;
- цену в рублях и условия приобретения товаров;
- номер и дату разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации определенных видов дикорастущих растений, выданного компетентным органом страны-экспортера или иным уполномоченным на выдачу такого разрешения органом (в отношении ввезенных в Российскую Федерацию дикорастущих растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, или конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции).
Для цветов, завезенных на территорию Российской Федерации (импортных растений), продавцы должны иметь акт карантинного фитосанитарного контроля, который выдается Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Информация об этом также должна быть доведена до потребителя (номер и дата фитосанитарного акта). Данный документ подтверждает фитосанитарное состояние продукции.
Информация для потребителя, которая предоставляется с товаром, должна быть доведена на русском языке. По усмотрению продавца информация также может быть размещена на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Обязательную для потребителя информацию допускается располагать в одном или нескольких удобных для прочтения местах. При небольших размерах единиц тары, упаковки, на которых технически сложно поместить необходимую информацию полностью, допускается размещение такой информации на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки или на групповой упаковке, или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
В случае если кассовый чек на товар, электронный или иной документ, подтверждающий оплату товара, не содержит видовое название и количество растений, вместе с товаром потребителю по его требованию передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена, и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме.
Внимание! Если приобретенные растения (цветы) по каким-то причинам не подходят, по основаниям статьи 25 Закона потребитель не сможет их обменять, а также сдать обратно в магазин, так как растения входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.20 г. № 2463 (п.13. Животные и растения).
Если после покупки растений (цветов) у потребителя возникли претензии к качеству товара или не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре, потребитель может обратиться к продавцу с письменным заявлением, составленным в двух экземплярах, с четко сформулированным требованием.
При обнаружении недостатков потребитель имеет право на основании п. 1 ст. 18 Закона по своему усмотрению потребовать:
- произвести обмен на аналогичный товар либо такой же товар другого артикула, но с перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения цены товара;
- устранения недостатков (например, замены некачественной упаковки букета или отдельных некачественных цветов в нем) либо возмещения расходов на их устранение;
- принять отказ от исполнения договора и вернуть оплаченные за товар денежные средства.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления заявления, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением.