
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Внимание! Эти требования предъявляются в течение гарантийного срока или срока годности товара.
Срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Сроки годности устанавливаются на продукты питания, парфюмерно - косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.
В случае если гарантийные сроки или сроки годности на товар не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона).
Отдельные особенности установлены в отношении технически сложных товаров, например, таких как автомобили, холодильники, морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные машины, кухонные комбайны, микроволновые печи, робот-пылесосы, инструмент электрифицированный, и другие товары, входящие в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.
В отношении таких товаров потребитель при обнаружении в нем недостатков вправе в течение 15 дней со дня покупки:
- потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
- предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
По истечении указанного срока требования о возврате денежных средств или замене товара подлежат удовлетворению только в случаях:
- обнаружения существенного недостатка товара;
- нарушения сроков устранения недостатков товара;
- невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сроки удовлетворения требований потребителей:
- Замена товара на товар этой же или другой марки – 7 дней. При необходимости дополнительной проверки качества – 20 дней. При отсутствии необходимого для замены товара – 1 месяц;
- Соразмерное уменьшение цены – 10 дней;
- Безвозмездное устранение недостатков – не более 45 дней;
- Возврат уплаченной за товар денежной суммы - 10 дней.
Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителей:
Если сроки удовлетворения требований все-таки нарушены продавцом, потребителю необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Подать претензию можно несколькими способами: вручить лично, отправить по почте, вручить при свидетелях.
В случае отказа в удовлетворении законных требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд для защиты своих прав, а также с иными требованиями, предусмотренными законом.
В случае просрочки исполнения требований потребителя потребитель вправе предъявить продавцу следующие требования:
- взыскании неустойки (пени) в размере 1 % цены товара;
- возмещении убытков;
- возмещении морального вреда.
В случае удовлетворения судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Омской области в Калачинском районе»
М.Ж. Сагнаева 8(38155) 27-126, 8-913-627-47-38